Текущее время: 28 мар 2024, 16:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Велес
СообщениеДобавлено: 10 дек 2014, 22:25 
Администратор
Цитата
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 ноя 2014, 23:16
Сообщений: 45
Велес, Прометей, Говинда, сын Коровы Земун (Пистис Софии)

Создаётся впечатление, что в мифах Велесу приписывают чужие "подвиги", то он Змей - Кощей Бессмертный, противник Перуна (Юпитера), то спускается в Ад за Прозерпиной / Персефоной, что приписывают Гермесу / Хорсу.

Ориентируясь на нижеследующий текст можно предположить, что Велес это Адам.
Цитата:
сборнике Гринченко Б. Д. «Из уст народа. Малорусские рассказы, сказки и прочее» содержится предание («Каянова жоунка»), в котором упоминается бог «Валосько». Его заколдовывает злая ведьма, жена Каина. Когда она выдаивала молоко у коровы, принадлежащей семье Авеля, за этим занятием ее застал Валосько. Он спросил ее чем она занимается, ведьма ответила: «А тем занимаюсь, что встань и стой!», после чего Валосько не смог сойти с места, пока не разрешил ей заниматься своими злодеяниями дальше. С тех пор, говорит предание, на земле развелись ведьмы, ведьмаки, вовкулаки и оборотни. Любопытно что в предании явно прослеживается связь бога Валосько со скотом.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 0%B5%D1%81

Изображение

Цитата:
ВЕЛЕС

ДНЕВНИК

Четверг, 26 Апреля 2012 г. 08:00 + в цитатник
Велес – один из древнейших и основных богов славянского пантеона. В "Повести временных лет" Волос характеризуется как "скотий бог", что даёт нам возможность понять одну из важнейших ипостасей культа этого бога – покровителя скотоводства и богатства.

По одной из версий имя Велес (Волос) происходит от слова вол, вiл, въл, и означает волопас, пастух. Кстати, как отметил А.Н.Афанасьев, в словацкой песне (колядке) слово велес прямо употребляется в значении пастух:

Пасли овцы велесы
При бетлемском салаше...

Афанасьев рассматривает народное представление о Велесе как о небесном пастухе, тот, что пасет облака. Когда небесные стада тучнеют, так что двигаться им совсем тяжело, Перун разгоняет их, дабы не застили они свет Даждьбога.

Βῆλος ὁ Бел верховный бог у ассиро-вавилонян Her., Diod.
βέλος – молния;
ex. Διὸς βέλεα Pind.; δύσομβρα βέλη Soph. – грозовые ливни (от ὄμβρος – проливной дождь);
βῶλος
1) земля, почва; ex. (τὸ ἄροτρον ἀνίστησι βώλους Plut.)
2) солнечный диск, солнце; ex. (ἀλύσεσι χρυσέαισι φερόμενα βῶλος Eur.)
βολαὴ (ἡλίου) Soph., Eur. – солнечные лучи, солнечный зной;
βολοτῠπής (βολο-τῠπής) пораженный солнечным ударом Anth.

Молнии мечут верховные боги многих народов: Зевс, Мардук, Бел, Перун. Могла ли молния (βέλος) быть атрибутом Велеса? Когда он был единоличным верховным (т.е. солярным) божеством могла вполне.

К числу архаизмов, сохранённых особенно в Приволжской области, принадлежат термины, где основа волос/велес используется для обозначения власти, её носителя и соответствующей социально-территориальной единицы: рязанск. велес – "повелитель, распорядитель, указчик", волос – "власть", волосить – "властвовать, управлять", ср. также русск. волость, володыка (владыка), ст.-слав. велий (великий). Любопытно, что в переводе с аккадского, Бел (верховный бог Древнего Междуречья) – «владыка», «господин».

βουλή, дор. βουλά и βωλά, эол. βόλλα – воля, желание, решение, замысел
βούλησις 1) воля, желание; 2) значение, смысл
βουλήεις способный давать разумные советы, разумный, рассудительный
Βουλαῖος подающий (благие) советы или покровительствующий (эпитет Зевса)

Значение "кудлатость, лохматость, волохатость" также этимологически близко к имени Волос. Видимо, здесь сыграли определённую роль народная этимология. Недаром, по народным поверьям, Велес часто являлся в виде волохатого медведя и считался хозяином леса. (ср. лат. villus – шерсть, villosus – волосатый).

На то, что имя Велес имеет оттенок значения, связанный с культом усопших предков, указал ещё А.Н.Веселовский, приводя ряд балтийских параллелей. У прибалтийских народов, Велес известен как Wels (литов. и латыш.), Velnias, Velinas (литов.), Velns (латыш.). Основную смысловую нагрузку в имени Велес несёт основа wel, связаная с миром усопших, переходами между мирами. Сравните: балт. welli (день мёртвых), в этот день молились Велесу о душах усопших, дабы он проводил их в Правь; veles, welis, welci (души умерших); сканд. valkyrja (валькирия), выбирающая мёртвых, убитых.

Обратившись к мифологии балтийских народов, мы узнаём, что в древности они почитали бога Велса или Виелону, который пасёт души умерших. У литовцев существовал особый праздничный ритуал, посвященный богу Виелоне. Он заключался в том, что для праздничного пира закалывали свинью и приглашали Виелону вместе с мёртвыми принять участие в этом пире.

Собственно, по поводу эпитета Велеса, как "скотьего бога", можно вспомнить и греческого Скотоса – тёмного, навьего бога древних греков.

Σκότος – божество тьмы, от которого Гея (Земля) родила Эриний;
σκότος ὁ
1. темнота, тьма, мрак Hom., Pind.: ἐν σκότει Xen. во тьме, ночью;
2. смертная тень, смерть;
3. подземный мир, царство тьмы Trag.: σκότου πύλαι Eur. врата подземного царства;
4. глубь, недра: ἐν σκότοισι νηδύος Aesch. в недрах (материнского) чрева
Хтонического Скотоса легко можно спутать (или отождествить) с другим божеством подземного мира – Плутоном.

Πλούτων Плутон (= Ἅιδης), сын Крона и Реи, брат Зевса и Посидона, муж Персефоны, бог подземного царства, иногда смешиваемый с богом богатства Плутосом Soph., Eur., Arph.
Πλοῦτος Плутос (сын Иасиона и Деметры, бог богатства) HH., Hes., Arph. etc.
Итак, от «скотьего» бога, через бога подземного царства, все равно возвращаемся к божеству богатства. Круг замкнулся.

Божество Vel с неясными функциями было и у этруссков. Возможно, к этому ряду примыкает и кельтское название Волшебной Страны, "острова блаженных" – Аваллон. Ср. также др.-греч. название места пребывания праведников в загробном мире – элизиум, или елисейские поля, которое этимологически связано всё с тем же корнем uel, что, в свою очередь, указывает на параллели со скандинавскими Йоль, Юл (Yule, Joll, Joel).

В.В.Иванова и В.Н.Топорова, указывают, что в более поздние времена, Велес (Волос) отождествляется со Змеем и выступает противником Перуна. Подобное противостояние имеет место в мифах других индоевропейских народов. Например, в ведийском, о демоне по имени Вала, скрывающем в пещере (иной вариант – пожирающем) коров, похищенных у бога грома и молнии Индры; в балтийском: о Велнясе (Велинасе, Велнсе), похитителе скота у бога-громовержца Перкунаса.

Любопытно, что на киевском капище среди других идолов не была воздвигнута статуя Волоса. И всё же, во времена Владимира, Волосов кумир стоял в Киеве, но не на горе, а на Подоле. Замечено, что, как правило, капища и идолы Велесу устаивались не на холмах, а в низинах рек и у водоемов.

После принятия христианства, Велес как и другие божества, приобрёл негативные семантические значения. В старорусских и западнославянских текстах Велес отождествляется с дьяволом. У западных славян есть выражение за море к Велесу в значении (к чёрту, на тот свет). Отсюда в чешском языке veles (чёрт).

От имени литовского бога Велса-Виелоны идёт балтийское имя чёрта Велняс (лат. velns). Несмотря на негативную оценку данного "демонического" персонажа, он связан с музыкой, танцами и даже наделён мудростью, а также снабжён атрибутами скотьего бога (рогами и копытами). Налицо все функции древнего божества, хотя и с негативной оценкой.

В чешском фольклоре известно демоническое существо Велес, сходное с северорусским бесом Ёлсом. Костромское диалектное Ёлс означает (бес, чёрт, леший, нечистый). Д.К.Зеленин, которого поддержал и Р.Якобсон, предположил, что слово ёлс является производным от имени Волос.

Интересен еще один аспект связанный с Велесом – астрономический. Некоторые исследователи соотносят с именем Велеса – Волосожары – народное название созвездия Плеяд. Д.О.Святский отмечает, что в Черногории "Плеяды носят подобное же название Влашичи – пастушьи, велесовы звёзды". "Волосожары, т.е. жаркие (яркие) звёзды Волоса или (Волоса-ярки), т.е. ярки (овцы) Волоса.

Склонен трактовать название Волосыни таким же образом, "исходя из культа Волоса", через его соотнесённость с Родом и рожаницами, и Б.А.Успенский. Именно этой соотнесённостью он объясняет, "почему в средневековых русских астрологических памятниках семь планет, оказывающих влияние на судьбу людей, называются рожаницами. Это название следует сопоставить с др.-русск. волосыни как названием Плеяд (у Афанасия Никитина и в разговорнике Т.Фенне 1607г.), ср. болг. Власите – Орион, Власците – Орион, Плеяды, и т.п."

Название "Волосыни" зафиксировано и в, опубликованной польскими учёными, рукописи XVIв. "Русско-немецкий разговорник Томаса Шрове" в форме "woloЯnэ" с пояснением: das Siebengestirn, т.е. семь звёзд. В словаре И.И.Срезневского приводится древнерусский (скорее церковнославянский) эквивалент того названия, бытовавший в XIIв.: Власожельць.

Не будем забывать и о созвездии Волопас, находящимся рядом с Большой Медведицей. А в древности Большая Медведица отождествлялась с Волом, или повозкой, запряженной волами. Вол – это одно из древних имен созвездия (минойский "Вол", "Семь Волов" у римлян, "Бедро быка" у египтян).

Волопас (Bootes) является очень древним созвездием, он упоминается уже у Гомера и Гесиода. Волопаса называют землепашцем, погоняющим семь впряженных в плуг быков – семь звезд Большой Медведицы, или охотником, преследующим медведицу. Само его название говорит о близости к полюсу, а название его ярчайшей звезды – Арктур (Αρκτούρος) – означает по-гречески «сторож медведя». Где Αρκτος – медведь, а οὖρος – стерегущий, охраняющий.

Альтернативное греческое название созвездия Волопаса – Ἀρκτοφύλαξ (Арктофилакс), и такую кальку часто можно было встретить и в русском – "Хранитель Медведиц". Конечно, имеются в виду Большая и Малая Медведицы.

По отношению к Большой Медведице, оба названия, и Медведица, и Вол практически на равных использовались и дальше на протяжении всей истории астрономии, практически до тех пор, пока не были приняты официальные названия созвездий. Из-за этого смешения на латыни появлялись странные химерические формы названий Волопаса, составленные из этих двух подходов к наименованию Большой Медведицы: Portitor Ursae (Возница Медведицы) и, наоборот, Plaustri Custos (Хранитель Повозки), у Лаланда, Custos Bous (Хранитель волов).

Рассматривая Волопаса на роль Велеса, уместно вспомнить, что у славян Велес имел две ипостаси:Draco (264x381, 53Kb) летнюю – Медведь, и зимнюю – Бык (или Вол). Поэтому и Большая Медведица, сама по себе, прекрасный кандидат на отождествление ее с Велесом.

Ну и напоследок, как же не вспомнить Древнего Змея, свернувшегося у корней Мирового древа, охраняющего молодильные яблоки в Гисперийском саду? Вот как изображены три приполярных созвездия в «Астрономии», издания якобы 1570 года.

Конечно к реальному расположению созвездий относительно друг друга этот рисунок отношения не имеет. Но он дает повод вспомнить, что у Велеса, кроме двух ипостасей (Бык и Медведь), была и третья – Змей, охраняющий ворота в мир Нави.

И этот рисунок – замечательная иллюстрация совмещения всех ипостасей Велеса в одном символе. Медведь (Малая Медведица), Бык (Большая Медведица), и, объемлющий их в одно целое (хотя и физически разделяющий), Змей. А вся композиция в целом более чем наглядно, изображает монаду Инь-Ян.

PS
Кстати, по поводу монады Инь-Ян. В тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах, есть сюжеты связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с бычьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок» [ср. славянские варианты имени Велеса: Белес и Белее]. Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка).

«Восточнославянские боги и их имена» А.А.Ишутин
Дракон | Astromyth

Метки: Велес
Комментарии (0)
Нравится Поделиться
НИКОЛА & ВЕЛЕС

ДНЕВНИК

Понедельник, 23 Апреля 2012 г. 22:55 + в цитатник
Бер (медведь) – тотемный первопредок славян. Корень "бер" мы встречаем в таких словах как: "беречь", "оберег", "берег" (граница миров), а в чередовании корня "бер"-"бир" – услышим мотив забирания в миры иные и этапы перехода… Обращение к предку (Беру) носит охранительную – обережную функцию и является глубокой мистической частью едва ли не всякого серьёзного обряда.

Летописи XVII века передают предание о грамоте Александра Македонского, данной предкам словен:

Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в Clip (300x193, 17Kb)божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца.

Город Ярославль по преданию был основан в 1010 году на месте храма Медвежий Угол, который был посвящен Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя.

Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури.

Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов.

Известно, что с введением христианства, христианские святые замещали собой языческих Богов, отчасти принимая на себя их функции и качества. Часть функций Велеса взял на себя святой Никола, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного мира.

Имя Микола (Микула) – славянское имя, после появления христианства на Руси, отождествлено с именем Николай. То обстоятельство, что культ языческого Велеса был во многом перенесен на культ святого Николая, достаточно широко известно и подтверждено (хотя по понятным причинам не популяризируется) историками. Однако нигде нет вразумительных объяснений, почему Велеса заменил именно Николай, а не Власий, несмотря даже на перенятую последним у Велеса функцию покровителя скота – «скотьего бога».

Возможный ответ кроется в нерассмотренном до сих пор «мерянском следе». Прежде всего, следует отметить, что культ святого Николая присущ месту расселения финно-угров Московии, а не КиевскойВелес (294x253, 19Kb) Руси, где после принятия христианства место языческого покровителя скота Велеса занял св.Георгий, или Егорий, Юрий. Он же стал восприниматься и как покровитель и хозяин диких животных, в том числе и волков. У русских волка иногда так и называли «Юровой собакой». У белорусов считали, что в день осеннего Юрия он «отмыкает волкам пасть» и распускает их до весеннего Юрия. Вместе с князьями Рюриковичами Георгий в конце концов утвердился на Московском гербе, но до сих пор проигрывает народному Николе-угоднику.

Разделение функций языческого бога между святыми Власием и Николой можно объяснить случайностью, проистекающей из славянско-финского двуязычия. Если носитель славянского языка переведет Велеса во Власия, то финн-мерянин с неменьшей легкостью услышит в имени «Николай», «Микола» родное «Мяки Лей» – холм у воды, т.е. святилище, сакральное место. [1]

PS. По оригинальности с этой версией может соперничать, пожалуй, только солярная версия об объединении в одном персонаже двух солнечных Богов, Коли-Коляды (новорожденное зимнее солнце) и Даждьбога-Деда Мороза, состарившееся осенне-зимнее солнце.

Недаром Мирликийский Санта Клаус-Николай (родившийся в Малой Азии) так популярен у северных народов, и особенно в России, в пределах которой он даже не бывал.

* * *
Изначально Велес (Волос) выступал в двух ипостасях, символизируемых Летним – Медведем и Зимним –Велес (200x241, 11Kb) Быком. Позднее, когда он был вытеснен Перуном, к нему стали применять образ Змея Зибога (Змиулана). Герб города Волосов:

Забавно, что сегодняшнее противостояние Быков и Медведей на финансовых биржах, имеютClip (342x337, 21Kb) древние языческие корни, ввиде противостояния "Зима – Лето".

О глубокой связи Велеса (Николы) с сельскохозяйственными культами свидетельствует сохранявшийся вплоть до XIX века дожиночный обряд, целью которого было обеспечение урожая на следующий год. Обряд назывался «завивание бороды» и заключался в том, что на убранном поле оставляли несжатыми некоторое количество колосьев, которые называли «Волосовой бородкой» (а в некоторых местах – «Николиной бородой», «божьей бородой» и т. п.). Говоря при этом: «Вот тебе, Велесе, борода, на лето уроди нам ржи да овса».

Ниже, описание обряда «завивания бороды», записанное в Новгородской губернии в 1870-е годы.

Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее: «Ты верти бороду Волосу, или Велесу, друго яко скажут». Та три раза ходит около куста и, захватывая серпом пряди по 30-ти колосьев, припевает:

Благослови-ка меня, Господи,
Да бороду вертеть:
А пахарю-то сила,
А севцу-то коровай,
А коню-то голова,
А Микуле – борода.

Из этого описания хорошо видно, что Волос и св. Никола взаимосвязаны по функции покровительства урожаю.

На основе соотнесения многочисленных древних и поздних мифологических представлений ученые пришли к некоторым выводам по поводу внешнего облика Волоса. Так, на некоторых русских территориях, например в Заволжье, предположительно его представляли в виде медведя, который в традиционной культуре воспринимался как хозяин зверей, и, кроме того, его образ связывался с идеей богатства и плодородия. Известно, что амулеты из головы и лап медведя, а также его шерсть нередко вешали в хлеву, чтобы защитить скотину и обеспечить хороший приплод. Косвенным свидетельством о медвежьем облике Волоса является изображение на одной иконе рядом со св. Власием, унаследовавшим функцию языческого бога как покровителя скота, некоего существа с медвежьей головой.

Образ Быка, народной традиции славян, – особо почитаем. Из древних письменных источников и этнографических материалов XIX – начала XX веков известно, что восточные славяне, и в частности русские, использовали его как жертвенное животное. Даже в XIX – начале XX веков бык как жертвенное животное был известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской, Орловской губерниях. В Новгородской губернии обряд жертвоприношения, называвшийся «мольбой», «жертвой» или «братчиной».

Обряды принесения в жертву «обещанного» животного осмыслялись как действия, обеспечивающие благополучие скота. Поэтому понятно, что в Костромском крае, например, братчину устраивали при болезнях и падеже скота. Здесь братчина назвалась «Микольщиной», так как «обещанного» бычка растили три года и закалывали на зимнего Николу (6 декабря), после чего устраивали обед на всю деревню. В Нижегородской губернии такой обед-«Никольщину» приурочивали к периоду мясоеда поздней осенью или ранней весной. На Орловщине кости «оброчного», то есть «обещанного», быка после братчины закапывали в хлеву, чтобы в хозяйстве не переводился скот.

Другим воплощением Волоса считается образ змеи. Так, одна из древнерусских летописей содержит миниатюру со сценой принесения клятвы дружиной князя Олега. Воины клянутся богами – Перуном и Волосом, первый из которых изображен в виде антропоморфного идола, а второй – в виде змеи, лежащей у ног дружинников.

Следует отметить, что в традиционной культуре русских образ змеи, связанный с землей и подземным миром, символизировал богатство и плодородие, что соответствует функциям Волоса. Так, например, на Смоленщине, чтобы жить богато, было принято носить золотой амулет в виде змеи – «змеевик».

Свое продолжение древние представления о змееобразном облике Волоса нашли в поверьях о живущем в воде мифическом черве, олицетворяющем болезнь. Во многих местах у русских его называют «волосом» («конским волосом») или «волоснем», а также «змеевцем», «змеевиком».

С утверждением христианства Волос был заменен христианским покровителем скота св. Власием. В Новгороде, Киеве и Ярославле уже в XI веке на местах языческого поклонения Волосу были поставлены церкви св. Власия. На месте капища Волоса на реке Колочке был основан Волосов-Николаевский монастырь. В этом монастыре находилась чудотворная икона Николы, которая, по преданию, многократно являлась на дереве висящей на волосах.

По мнению исследователей, являющихся сторонниками гипотезы об «основном мифе», у восточных славян существовал ряд мифологических сюжетов, объединяющих некоторых из языческих богов, прежде всего – Перуна и Волоса.

При реконструкции «основного» мифа использовались языковые данные и фольклорные материалы восточных славян и некоторых других славянских традиций, в частности многочисленные загадки, сказочные, былинные, песенные и другие мифо-поэтические тексты, содержащие, по мнению исследователей, трансформированные остатки славянских мифов.

Основу мифа составляет поединок Перуна с противником. В образе всадника на коне или на колеснице, что соотносится с позднейшей иконографией Ильи Пророка, Перун поражает своим оружием змеевидного врага. В изначальном варианте мифа враг – это имеющее змеиную природу мифологическое существо, которому соответствует Волос (Велес). Враг прячется от Перуна в дереве, затем в камне, в человеке, животных, в воде.

В использованных для реконструкции восточнославянских источниках языческие боги заменены сказочными или христианскими персонажами: Перун, как правило, заменен пророком Ильей или персонажами с более поздними именами, а Волос – чертом, Змеем или царем Змиуланом. Так, следы сюжета «основного мифа» прослеживаются в белорусских сказках о борьбе Перуна (Грома, Ильи) со Змеем (чертями, Сатаной), в русской сказке о царе Огне (Громе), царице Маланьице и Змиулане (царь Огонь и царица Маланьица жгут стада царя Змиулана – в этой сказке Маланья выступает как супруга бога Грозы), в ярославском предании о споре Ильи с Волосом и других текстах. Учитывая то, что восприемниками некоторых функций Волоса были св. Никола и св. Егорий, исследователи считают, что отношения Громовержца и его противника, возможно, отразились в пословицах, соединяющих имена Маланьи и Николы или Юрия: «Веселилась Маланья на Николин день», «Судила Маланья на Юрьев день», где имя Маланья очевидно ассоциируется с молнией (в русских говорах – «молонья»), которая, в свою очередь, соотносится с оружием бога грозы. Согласно восстановленному мифу, после победы Перуна над змеевидным врагом (Волосом) освобождаются воды и проливается дождь.

Clip (598x388, 48Kb)Clip2 (517x393, 64Kb)
Литографии 19 века, на которых изображен, как свидетельствует подпись, «сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». [А не является ли поединок Ильи с Соловьём, отражением противоборства Перуна и Волоса? Ведь Соловей, в обратном прочтении, – однозначно Волос.]

* * *
Согласно письменным источникам XVI–XVIII веков, содержащим наблюдения иностранцев о русском народе, Николе русские воздавали поклонение, соответствующее Богу, в случае важной просьбы для убедительности молили не ради Бога или Христа Спасителя, а ради Николы, и дни памяти этого святого чтилась иногда выше Господских праздников. Кроме того, даже в XIX–XX веках в народной среде широко бытовало представление, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника.

Ты не дай-же Бог, Микола да на Тихом Дону,
На Тихом Дону середь лета о Петрова дни да пересохнути,
Ты не дай-же Бог, Микола во крещенские морозы перемерзнути.

С введением христианства св. Николай на восточнославянской почве явился преемником языческого бога Волоса и, соответственно, воспринял его функции. Поэтому естественно, что на народные представления о св. Николае значительное влияние оказал культ Волоса. Это соотнесение подтверждается тем, что в географическом отношении прослеживается совпадение привязки культа Волоса на восточнославянской территории и распространения особого почитания Николы, в значительной мере включающего элементы язычества. Это в основном северные и центральные территории расселения русских. В этом плане показательно, что на Украине Николу считали «породы московской». Нередко места почитания Волоса позже связывались с именем Николая Чудотворца. Так, по письменным источникам XIV века известен Волосов Николаевский монастырь на реке Колочке во Владимирском уезде, в 16-и верстах от г. Владимира. По народному преданию, этот монастырь был основан на месте языческого капища, посвященного Волосу, и оттого получил название «Волосова».

Отражение основного мифа восточных славян, связанного с противоборством Перуна и Волоса, усматривается исследователями в широко распространенной у русских легенде о споре Ильи Пророка, преемника бога-громовержца, и Николы, когда св. Николай неоднократно обманывает Илью, спасая урожай мужика. Вообще в народных представлениях грозному, карающему с небес Илье противостоит добрый, защищающий «земной» Николай Угодник.

У русских широко распространены резные изображения Николы, что резко отличает его от большинства святых. Это необычно, особенно если учесть борьбу православной церкви со скульптурными изображениями. В этом плане знаменателен исторический факт, нашедший отражение в Первой псковской летописи: когда в 1540 году в г. Псков привезли резные образа св. Николая (икону Николы Можайского) и св. Параскевы Пятницы, то народ усмотрел в их почитании «болванное поклонение», отчего в людях была большая молва и смущение. По мнению исследователей, псковичи в этих резных изображениях увидели идолов Волоса и Мокоши.

Никола (201x320, 21Kb)Clip (151x257, 8Kb)Clip1 (160x257, 8Kb)Clip1 (281x450, 12Kb)
Никола Можайский
1.Пермская государственная художественная галерея. XVIII в.
2.Архангельский музей Изобразительных Искусств. XVII в.
3.Калужский областной музей. XVII в.
4.Егорьевский историко-художественный музей

Связь Николы с плодородием и жизненным началом находит отражение в родильной и свадебной обрядности. При родах роженица обращалась к св. Николаю, в ряду других святых: «Господи Иисусе Христе, Николай Угодник, Пятница Параскева, Варвара великомученица, простите меня все православные христиане, мать сыра земля, небо синее, солнце ясное…» По свидетельствам иностранцев, в XVI веке во время крещения священник подносил младенца к иконам Николы и Богородицы и поручал им взять дитя под свое покровительство. Подобным образом и в свадебном обряде дружка обращался к присутствующим, упоминая и Богородицу, и св. Николая: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай». Нередко Никола вообще мог восприниматься как покровитель и устроитель свадеб. Выходя замуж, девушка обращалась к Николаю Угоднику с надеждой на счастливый брак:

Помолюся я, красна девица,
Я Николе Многомилостиву:
Сохрани, помилуй девицу,
Святый Николай Многомилостивый!

Подобно Волосу, Никола считался также покровителем урожая и земледелия в целом. Русские считали, что Николай Угодник дарует плодородие и соответственно богатство. Не случайно народная поговорка гласит: «До Миколы – нет добра николи». Покровительство святого земледелию отражено в поговорке «На поле Микола один Бог». В обрядовых песнях он предстает как рачительный хозяин, который во время жатвы ходит по полям:

Как Николушка-то по полю ездит,
Суслончики пересчитывает
Оржаные, пшеничные.

Связь традиционного образа св. Николая со сферой скотоводства прослеживается в обрядовой практике и в характере жертвоприношений в дни его памяти, носящих ярко выраженный языческий характер. При падеже скота в некоторых местностях совершали опахивание селения с иконой св. Николая. В некоторых местах при эпизоотиях крестьяне общиной давали обет «повеличать Великому Миколе». Для этого новорожденного бычка, посвященного Николе и называемого «миколец», растили три года, откармливая перед закланием зерном, которое собирали со всей округи. Лучший кусок мяса жертвовали в церковь, а остальное съедали всем миром. Эта трапеза, как и все празднование, называлась «микольщиной».

На Николу вешнего существовал обычай приносить в церковь «для святого Угодника» яйца, окрашенные в красный, желтый, зеленоватый цвет. К этому дню в некоторых местностях приурочивался обряд кумления девушек и молодых женщин, во время которого они также обменивались крашеными яйцами, а также готовили и ели яичницу. В Белоруссии в день Николы вешнего конюхи обходили лошадей с яйцом в руке, а потом гладили им животных по спине. Все эти обрядовые манипуляции имели целью обеспечить плодородие и благополучие.

Св. Николай считался в народной традиции и проводником душ умерших в загробном мире. Наряду с архангелом Михаилом, в поверьях, легендах, сказках он изображается начальником рая. В Архангельской губернии верили, что ключи от неба находятся у Николая Чудотворца. В новгородском «Сказании о чудеси великих чюдотворець Варлаама и преподобного чюдотворца Николы» св. Николай изображается взвешивающим добрые и злые дела усопшего.

По свидетельствам иностранцев, относящимся к XVI–XVIII векам, русские вкладывали при погребении покойнику в правую руку «письмо к св. Николаю» – свидетельство, выдаваемое священником для удостоверения св. Николаю, которого считали небесным привратником, что умерший – христианин, с описанием жизни и поведения покойного. Это «письмо» – так называемая «разрешительная молитва», которая и в настоящее время присутствует в русском православном похоронном обряде. Лист с этой молитвой, разрешающей умершего от бывших на нем клятв и запрещений и испрашивающей отпущения тех грехов, в которых он не каялся, кладется с покойником в гроб, а в случае заочного отпевания может просто зарываться в землю. В народной среде до сих пор этот лист с молитвой называется «подорожной» или «пропуском».

Имя святого часто встречается в заговорах от самых разных недугов:

Спущается с небес Николай скорый помощник с двенадцатью учениками, садил Николае на три пещеры каменныя, емлет Николае скорый помощник три лука золотые и три стрелы золотоперыя, стреляет Николае и сберегает меня раба Божия (имярек) от порченика, от порченицы, от колдуна и колдуньи.

У многих народов, в том числе и у русских, св. Николай почитался как покровитель путешественников и мореплавотелей (один из атрибутов святого – якорь). Его имя всегда упоминалось в молитвах и приговорах при отправлении в дорогу. В северных губерниях Европейской России св. Николая особенно чтили рыбаки и мореходы, нередко называя морским Богом.

ЛИКЕЙСКИЕ БОГИ

Зевс ЛИКЕ́ЙСКИЙ (греч. Ζεύς Λύκειος) – эпитет Зевса от названия горы Ликайон в Юго-Западной Аркадии, на вершине которой располагалось его святилище.
К северо-востоку от древних Афин находился храм Аполлона Ликейского. Эпитет Аполлона – Ликейский (Λύκειος) – первоначально означал «светлый, сияющий» (λευκός), характеризовал его как бога света. Но из-за созвучия со словом λύκος (волк), эпитет «Ликейский» принимает двусмысленный характер, а вернее трёхсмысленный: 1) рождённый в Ликии; 2) сияющий; 3) волчий.
«Также [его называют] Φοῖβος («лучезарный»), λυκηγενής («светорождённый», или рождённый в Ликии)» (Макробий «Сатурналии»)
Λύκιος ὁ Ликийский (эпитет Аполлона по ряду его храмов в Ликии, преимущ. в Патаре) Pind. etc.
λευκός, светлый, яркий, ясный, сияющий
λῠκη-γενής 2 светорожденный, по друг. - рожденный в Ликии (эпитет Аполлона) Hom.
λύκος (ῠ) ὁ 1) волк (ἡ λ. волчица)
λύκειος 3 и 2 (ῠ) волчий (δορά Eur.; φάρυγξ Babr.).

Забавно, что у слова λύκειος (волчий) есть и другой прямопротивоположный смысл:

Λύκειος 2 Ликейский, «Истребитель волков» (эпитет Аполлона) Aesch. etc.: τοῦ λυκοκτόνου θεοῦ ἀγορὰ Λ. Soph. Ликейская площадь (в Аргосе), посвященная истребляющему волков богу, т.е. Аполлону.

Т.е. являясь пастушеским богом, Аполлон убивает волков, защищая стада.

Бог лесов Пан также назывался "Волчьим", от Зевса Ликейского эпитет "Волчий" перешёл и к римскому Юпитеру.

«Так называемые "волчьи праздники", большей частью, приходящиеся на ноябрь – декабрь, бывали посвящены защитным обрядам от волков. Продолжительность этих "праздников" не превышала девяти дней. В середине зимы волки собираются в стаи. Это время приходится на празднование скандинавского праздника Йоль. Кстати, одно из имен Одина – Jolmir – отец зимнего солнцеворота. У южных славян "волчьи праздники" приходились как раз на дни от Рождества до Крещения, на "некрещеные дни".

У северных германцев волк – это однозначно зверь Одина, верховного аса. Один не является солнечным божеством, скорее он посредник – медиатор. Но один свой глаз Один потерял и в источниках есть намек, что Солнце и является глазом этого бога. В скандинавской мифологии волки связаны с солнцем самым непосредственным образом. Они гонятся за девой – Солнцем. И когда настигнут ее и сожрут, то наступит конец света. Солнечное и лунное затмения вообще часто ассоциировались с волками. В славянской Кормчей книге 1218 года говорится, что "когда погибает луна или солнце, говорят: волкодлаки съели луну или солнце"».

Велес на Руси был не только скотьим Богом, но и покровителем волков, и Перун тоже, и Даждьбог, а после крещения, святой Егорий (Георгий, Григорий), который накануне Юрьева дня собирает волков и ездит на них верхом (волков на Руси называли «Юрова собака»). У белорусов считалось, что в день осеннего Юрия он «отмыкает волкам пасть» и распускает их до весеннего Юрия.

«Волки некогда считались священными животными бога богатства и плодородия Велеса; "Велесовы дни" приходившиеся на зимние святки, называли также "волчьим праздником".»
«У восточных славян уже в христианское время покровителем волков и одновременно охранителем стад стал считаться св. Георгий (Юрий, Егорий), "волчий пастырь"; кроме того, у западных украинцев покровителями волков считались св. Михаил, Луппа, Пётр и Павел. Возможно, что именно патронат св. Георгия над волками привел к своеобразному восприятию хищных действий зверя: "Что у волка в зубах, то Егорий дал"; это, в свою очередь, привело к тому, что нападение волка на скотину стало рассматриваться крестьянами, как признак будущей удачи и довольства.

У русских разгул волков (и нечистой силы при христианстве) приходился с осеннего Юрия (26 ноября по старому стилю) до весеннего Юрия (23 апреля). Таким образом, Юрий – покровитель волков – "открывал им пасть осенью и замыкает им пасти весной".

Про Хорса информации дошло не сильно много, но нельзя исключать, что и Хорс покровительствовал волкам. Автор «Слова о полку Игореве» пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу.

«Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше».
«Даже некоторые старославянские имена связывались с волком; например, имена типа Волк, Вук и уменьшительное Вучко, Хорт и пр.»

И надо же случиться такому совпадению, чтоб и Николай Угодник прославился именно в Мире Ликийской, то бишь Волчьей. Как говорится, это провидèние, так было угодно Богу. Только Святым с эпитетом Ликийский могли быть замещены такие выдающиеся Боги, как Зевс, Аполлон, Даждьбог и сам Велес.

САНТА КЛАУС

Биография Санта Клауса в Америке, также как и в России упирается в 19 век. Единичные попытки привить Святого Николая или Дедушку Николая в России были при Александре II. Но они, в отличие от Америки, не увенчались успехом, нововведение не прижилось.

Действующие Санта Клаусы: Микулаш (Венгрия), Свенты Миколай (Польша), Святий Миколай (Украина), Синтерклас (Индонезия), Санта-Клаус (Канада, США).

Не густо. Гораздо более популярны Рождественские Папаи и Бабаи: Papai Noel, Papa Noël, Baba Noel, Daidí na Nollaig, Babbo Natale, Pare Nadal, Le Père Noël, и т.д. – безымянные Рождественские Дедушки (noël основное значение – рождество, от лат. natalis – день рождения).

Но если всевозможные рождественские Деды Морозы уходят корнями во времена, когда ещё Николай Мирликийский не родился на свет, то имеет ли он [мирликийский святой] к Рождеству вообще какое-нибудь отношение? За какие такие заслуги его следует считать заслуженным Дедом Морозом России, ну и всего мира соответственно?

УГОДНИК (от угождать, год, годный) – на Руси так называли святых заступников, покровителей какой-либо деятельности. Например, Николая Мирликийского именовали Николаем Угодником.

А нет ли в слове "Угодник" и другого смысла, например "у начала года" (У ГОД НИК), "открывающий новый год". Ведь "если ёлочка не зажжётся – новый год не начнётся". Всё в руках Деда Мороза.

PS. Кроме Св. Николая не нашёл ни одного святого с таким (Угодник) эпитетом. Или плохо искал…

ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕДЫ МОРОЗЫ
Y (300x216, 16Kb)
Деды Морозы зимнего солнцеворота:

Коляда: Kalėdų Senelis (Литва), Дядо Коледа (Болгария);

Карачун (Самый короткий день в году, 22дек.): Moş Crăciun (Молдавия, Румыния);

Юл или Йоль (Колесо Солнца, Сканд. Yule, Joll, Joel, Yuil): Юлеманден и Юлениссен (Дания), Юлениссен (Норвегия), Йоулупукки (Финляндия), Юлтомтен (Швеция), Jõuluvana (Эстония).

Clip_2 (149x260, 9Kb)Кстати!

«Юлебукк – соломенный козёл, традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии. В Швеции ранее была традиция Рождества, когда молодые ряженые люди ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета, как козы, иногда с маской, сделанной из соломы.» (Википедия)

Спрашивается, а почему, собственно, козёл? Ну дык, а кто ж, если не козёл? Ведь после зимнего солнцеворота, вступает в силу астрологический знак Козерог.

Евльский козёл – это огромная сделанная из соломы версия сказочного козла. Козла устанавливают каждый год в течение двухClip (160x240, 7Kb) дней, в начале адвента на замковой площади в центре города Евле. Впрочем, благодаря местным хулиганам, козёл редко доживает до конца зимы. Нередки случаи, когда он не дотягивал и до рождества.

История Евльского Козла берёт своё начало в 1966 году, когда Стигу Гавлену пришла в голову идея построить увеличенную версию Юлебукка и установить в центре города. Первый Евльский Козёл был 13 метров в высоту, 7 метров в длину и весил приблизительно 3 тонны. Был подожжён неизвестными хулиганами в новогоднюю ночь. С тех пор поджигание козла Y (225x368, 17Kb)стала неофициальной традицией. 2 декабря 2011 года он был сожжён в 25-й раз.

Ну и напоследок, Йельский козёл Йейл (Ял, Йель) – в геральдике. В Средние века он был весьма популярен в качестве геральдического животного. В английской геральдике он становится одним из так называемых "королевских животных". Главные его особенности – кабаньи клыки и длинные загнутые рога, направленные в разные стороны.

Не знаю, случайно ли подобное разведение рогов у Йейла, но в египетских гороскопах, знаком весеннего равноденствия была голова Овна с подобными разведёнными в разные стороны рогами, произрастающими из одного корневища. Знаком же осеннего равноденствия были четыре головы Овнов, попарно смотрящие в разные стороны, над которыми размещался всё тот же знак солнцеворота – разведённые в разные стороны витые рога. Да и по сей день, схематический знак Овна – подобным образом разведённые рога.


http://www.liveinternet.ru/users/vissar ... %EB%E5%F1/



Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
Быстрый ответ
Имя пользователя:
Заголовок:
Текст сообщения:
Введите текст вашего сообщения. Длина сообщения в символах не более: 60000

Смайлики
:D :) ;) :( :o :shock: :? 8-) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: :geek: :ugeek:
Размер шрифта:
Цвет шрифта

 • Добавить изображение
Настройки:
BBCode ВКЛЮЧЕН
[img] ВКЛЮЧЕН
[flash] ВЫКЛЮЧЕН
[url] ВКЛЮЧЕН
Смайлики ВКЛЮЧЕНЫ
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки
Подтверждение отправки
Для предотвращения автоматического размещения сообщений, на этой конференции необходимо ввести код подтверждения. Код отображён на картинке ниже. Если из-за плохого зрения или по другим причинам вы не можете прочесть код на картинке, свяжитесь с администратором
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Код не зависит от регистра, символа нуля в нём нет.
 
Добавить вложения
Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.
Имя файла
Комментарий к файлу
 
 


Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB