Текущее время: 15 дек 2017, 06:41

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мардук
СообщениеДобавлено: 31 окт 2015, 14:07 
Администратор
Цитата
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 ноя 2014, 23:16
Сообщений: 34
Источник: "100 великих мифов и легенд" Т.В. Муравьёва 2002 год

СКАЗАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА

Ассиро-вавилонское сказание о сотворении мира по традиции называется «Энума элиш». Это — первые слова сказания, и означают они «когда вверху»:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна...
(Перевод В. Афанасьевой)
Эти строки отражают представление о том, что если небо и суша еще не были названы, то они реально и не существовали. Мир представлял собой первобытный хаос в виде двух стихийных сил — праматери Тиамат и «первородного все-сотворителя» Апсу.
Ассиро-вавилоняне, как и большинство древних народов, представляли себе хаос как водную стихию. «Тиамат» значит «море», а «Апсу» — «бездна». Именем Апсу также называли бескрайний пресноводный океан, который, по мнению жителей Месопотамии, окружал землю. Возникновению такого образа, вероятно, способствовала местная природа: из-под земли выступали пресные воды, окружающие равнинные плодородные участки.
Тиамат и Апсу «воды свои воедино мешали» — и в глубине этих вод зародилась первая божественная пара — Лахму и JIахаму. Эти первые бог и богиня были огромного роста и чудовищного обличия. Их детьми стали бог Аншар и богиня Кишар — «Круг неба» и «Круг земли». Скорее всего, они олицетворяли горизонт — две неразрывно связанные линии, разделяющие небо и землю.
Аншар и Кишар породили многих богов, которые, в свою очередь, произвели обширное потомство. В конце концов боги так расплодились, что своей суетой стали досаждать Тиамат и Апсу.
Тиамат, будучи снисходительной матерью, терпела, хотя были «тягостны ей их повадки». Апсу же оказался не столь терпелив. Он объявил Тиамат:
«Мне днем нет отдыха, покоя — ночью!
Их погублю я, дела их разрушу!»

Изображение

Тиамат «взъярилась, накинулась на супруга»:
Как?! Порожденье свое уничтожим?
Пусть дурны их пути — дружелюбно помедлим.
Но советник Апсу по имени Мумму поддержал его жестокое намерение:
«Уничтожь, отец мой, их злые повадки!
Будут дни твои мирны, будут ночи покойны».
Младшие боги, узнав о грозящей им опасности, в страхе «заметались», а по¬том «затихли, безмолвно сидели».
Эйа, бог мудрости, решил спасти своих братьев. С помощью заклинаний он наслал на Апсу непробудный сон, оковал его — и предал смерти.
Над поверженным Апсу Эйа воздвиг для себя храм, в котором вступил в свя¬щенный брак с богиней Дамкиной и породил сына — великого бога Мардука.
Божественная сущность Мардука проявилась сразу:
Его лик был прекрасен, сверкали взгляды!
Изначально властна, царственна поступь!
У Мардука было четыре всевидящих глаза и четыре всеслышащих уха, изо рта извергалось пламя, а тело окружали пятьдесят сияний.
Бог неба Ану в подарок новорожденному создал четыре ветра (Розу ветров), вихри и ураганы.
От этих вихрей и ураганов не стало покоя Тиамат и ее старшим детям — древ¬ним богам. Возроптали боги, стали упрекать Тиамат в том, что она «не пришла на помощь, сидела молча», когда был убит Апсу, а теперь равнодушно смотрит на страдания своих старших детей.
«Нас, что так маются, нас ты не любишь!..
Сразись, отомсти за Апсу...»
И Тиамат стала готовиться к сражению. Она создала страшных змеев и испо¬линских чудовищ с острыми клыками и ядовитой кровью.
Увидевший их — падает без силы!
Если в битву пойдут, то уже не отступят!
Свои грозные создания Тиамат окружила сиянием, приравняв их к богам, а во главе войска поставила бога Кингу, объявив его своим супругом и вручив ему «таблицы судеб», определяющие миропорядок.
Боги, против которых Тиамат собирала свое страшное войско, тоже готови¬лись к сражению. Они думали, что Эйа, уничтоживший могучего Апсу, без труда усмирит ярость Тиамат. Бог Ану отправился на разведку и для переговоров с Тиа¬мат. Но увидев ее в окружении несметного числа свирепых чудовищ, Ану был так устрашен, что не посмел даже приблизиться к ней.
Долго размышляли и советовались младшие боги, как противостоять им гроз¬ной силе и, наконец, вспомнили о юном Мардуке.
Мардук предстал перед Советом богов. Он согласился выйти на бой с Тиамат, но потребовал, чтобы его причислили к высшим богам:
«Если я мстителем за вас стану(...)
Соберите Совет, взвесьте мой жребий(...)
Мое слово, как ваше, да решает судьбы!»



Боги наделили Мардука великой силой. Чтобы он мог убедиться в обретен¬ном могуществе, они положили между собой звезду и сказали Мардуку: 
«Промолви же слово, — звезда да исчезнет.
«Вернись!» — прикажи — и появится снова!»
И Мардук это совершил.
Затем он стал готовиться к бою. Он сам сделал тугой лук и острые стрелы, сплел прочную сеть, чтобы уловить в нее Тиамат. «Ужасом, словно плащом, он покрылся» и на колеснице, запряженной вихрями, «к Тиамат яростный путь свой направил».
Тиамат исполнилась страхом и злобой, «взревела, вверх взвилась». Посколь¬ку Тиамат — персонифицированная стихийная сила, битва с ней достигла масш¬табов космического катаклизма. Мардуку удалось опутать Тиамат сетью. Она в ярости разинула пасть, и Мардук вогнал ей в чрево один из ураганов. Тело Тиамат раздулось, Мардук «нутро ее взрезал, завладел ее сердцем. Ее он осилил, ей жизнь оборвал он».
Войско Тиамат разбежалось, а тех, кто не успел убежать, Мардук захватил в плен. Среди пленников оказался и предводитель войска — супруг Тиамат Кингу. Мардук заключил Кингу в оковы и приставил к нему сторожем Демона Смерти.
Таким образом Первоначальный Хаос был окончательно побежден, и Мар¬дук стал творить Мир.
Строительным материалом ему послужило тело Тиамат. Он разрубил его по¬полам, «словно ракушку», из одной половины сделал небо, из другой — землю. Череп Тиамат стал горой, а из ее глазниц потекли две великие реки — Тигр и Ев¬фрат. (В одном из древних списков поэмы к этому месту сделано примечание: «Тигр — ее правое око, Евфрат — левое око».)
На небе Мардук создал планеты и звезды, и каждую посвятил какому-нибудь богу. Планетой самого Мардука стал Юпитер. Вавилоняне считали, что Юпитер держит перекрестье неба и земли и является центром Вселенной.
Мардук опреде¬лил ход Луны и Солн¬ца, разделил год на двенадцать частей и на небе «начертил ри¬сунок», то есть создал зодиакальные созвез¬дия.
Увидев устроен¬ный таким образом Мир, все боги стали славить Мардука. Но он еще не закончил творенье. Мардук «в сердце задумал, в уме замыслил»: 
« Кровь соберу я, скреплю костями,
Создам существо, назову человеком».
По решению Совета богов пленный Кингу был казнен, и на его крови созда¬ны люди.
Мардук назначил человеческому роду служить богам, «чтоб те отдохнули». Довольные боги преисполнились благодарности к Мардуку:
«Ныне, владыка ты наш, как вольности нам ты назначил, Благодарностью нашей тебе что еще будет?»
Они решили воздвигнуть для Мардука на небе храм небывалых размеров и красоты. Целый год лепили боги кирпичи для строительства, еще год—строили. Храм нарекли «Вавилон», что значит «Божьи врата». Свою столицу вавилоняне считали земным отражением этого небесного храма.
Мардук устроил для всех богов торжественный пир, и боги признали его вер¬ховным владыкой:
Поклялись водой и елеем, горла коснувшись:
Над всеми богами ему дали царенье.
А людям повелели почитать богов, строить для них храмы и приносить жертвы.
Заканчивается поэма пространным прославлением Мардука. Боги называют его пятьюдесятью хвалебными именами, разъясняя значение каждого: Лугальди- меранки — Советник богов, Асаллухинамтила — Хранитель жизни и т.д.
Предположительное время создания мифа о сотворении мира — середина II тысячелетия до н.э., но большинство сохранившихся записей его вариантов относится кболее позднему времени — не ранее I тысячелетия до н.э.
Сказание в значительной степени посвящено истории возвышения Мардука над остальными богами.
Как уже говорилось, первоначально Мардук был местночтимым богом горо¬да Вавилона. Когда же Вавилон стал столицей могущественного государства, Мардук, естественно, оказался во главе официального пантеона.
Таким образом, сказание о сотворении мира имело политическое значение. Жрец ежегодно оглашал его «от начала до конца» в храме Мардука перед его ста¬туей в четвертый день Нового года.


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
Быстрый ответ
Имя пользователя:
Заголовок:
Текст сообщения:
Введите текст вашего сообщения. Длина сообщения в символах не более: 60000

Смайлики
:D :) ;) :( :o :shock: :? 8-) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: :geek: :ugeek:
Размер шрифта:
Цвет шрифта

 • Добавить изображение
Настройки:
BBCode ВКЛЮЧЕН
[img] ВКЛЮЧЕН
[flash] ВЫКЛЮЧЕН
[url] ВКЛЮЧЕН
Смайлики ВКЛЮЧЕНЫ
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки
Подтверждение отправки
Для предотвращения автоматического размещения сообщений, на этой конференции необходимо ввести код подтверждения. Код отображён на картинке ниже. Если из-за плохого зрения или по другим причинам вы не можете прочесть код на картинке, свяжитесь с администратором
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Код не зависит от регистра, символа нуля в нём нет.
 
Добавить вложения
Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.
Имя файла
Комментарий к файлу
 
 


Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
phpBB skin developed by: John Olson
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB